Исламская цивилизация

2 комментариев

بِسْم الله الرحمن الرحيم

الحمد لله رب العالمين و الصلاة و السلام على رسول الله و على آله و صحبه أجمعين

أما بعد:

1 часть.

Сегодня, мы начинаем курс изучение предмета, который называется Исламская Цивилизация... Этот курс рассчитан для студентов первого семестра... Однако, прежде чем мы перейдем к некоторым подробностям, которые касаются этого курса, хотелось бы сделать несколько напоминаний...

В первую очередь себе, а затем всем остальным... Это те напоминания, которые мы часто слышим от знающих людей в начале, каждого благого деяния... На протяжении многих лет, мы слышали это от тех, у кого мы учились, когда они начинали какое то обучение или какую то книгу, они обязательно напоминали всем, кто присутствует... Они напоминали им , о самой важной вещи, которая необходима для каждого мусульманина... Эта вещь называется чистосердечие или искренность...

Почему об этом говорили все ученые Ислама в начале всех своих трудов и сочинений..?

Почему имам Бухари رَحِمَهُ الله начал свой достоверный сборник, с хадиса о намерении..? "Поистине деяния по намерениям"...

Почему имам Науауи, رَحِمَهُ الله начинает свои книги с этого хадиса..?

Это не является просто совпадением...

На самом деле, эта тема является сегодня бедствием мусульман... И сегодня, как никогда мусульмане нуждаются в напоминании именно об этих основах...

Если раньше праведные предшественники старались всячески скрыть свои благие деяния и человек мог 40 лет поститься и о нем не знал никто даже члены его семьи... То сегодня мы видим обратное... С самого утра все знают, что человек принимал на завтрак... Какую книгу он читал после завтрака... С кем он встретился после чтения этой книги... Кто к нему пришел на обед... В какой мечети он молился... После обеда сколько страниц Корана он читал... На 'аср, какой урок он посетил или какую лекцию он прослушал... На 'иша, какую пользу он узнал от какого-то брата, и т.д... Вся жизнь стала известной для всех... Все его благие деяния распространяются... Распространяется не только для тех, кого он знает, но и для тех, кого он не знает...

И даже самое чистое место не находится в безопасности от этого... Люди приезжают в Хадж и фотографируются возле Каабы... Фотографируются делая Тауаф... Снимают видеосъемки возле Макъамуль Ибрахим...

Делают съемки в 'Арафа... Не оставляют фотосъемки даже когда кидают камни в Мине...

Если они ночевали в Муздалифа, нужно обязательно зафиксировать, что они там были этой ночью...

Это стало сегодня бедствием, бедствием современных мусульман... Мы уже не говорим о том, что фотосъемка запрещена сама по себе, без причины... Мы же говорим совсем о другом... Как человек показывает свои поклонения... Как человек старается распространить все, что он сделал из благих деяний... Как человек не стесняется говорить об этом... Фотографировать это, распространять это и все это несомненно является бедствием... И явно указывает на те причины, из за которых мы не можем достигнуть победы, не можем идти вперед, либо топчемся на месте, либо нас откидывает назад.

Все это, потому что мы не обращаем внимание на вопрос искренности...

Многие люди узнавали от тех кто годами им делал садакъа, только после их смерти, когда они хоронили человека и эта милостыня больше не приходила к ним в дом... Они понимали, оказывается вот этот человек давал нам эту милостыню... То есть люди скрывали свои деяния... Старались, чтобы даже самые близкие люди, их домочадцы, не знали об этом... Но сегодня все пошло наоборот...

Все мы читали хадис, который приводит имам Бухари رَحِمَهُ الله в своем достоверном сборнике...

"Поистине деяния по намерениям, поистине каждому достанется то, что он намеревался и тот чье переселение было ради Аллаха и Его посланника ﷺ, его переселение будет ради Аллаха и Его посланника ﷺ. Тот же чье переселение было ради женщины, (жениться на ней, ради мирского), его переселение ради того, ради чего он совершил это переселение"...

Все помнят и знают этот хадис... Этот хадис, имам Бухари رَحِمَهُ الله привел в своем достоверном сборнике и он не указал там целое предложение, опустил его, т.е не вписал в свой достоверный сборник и пропустил в первом хадисе целое предложение...

Почему он это сделал..?

(Подумайте и ответьте на этот вопрос, прежде чем читать дальше)...

Разве мог имам Бухари رَحِمَهُ الله забыть это предложение..? Человек 20 лет писал этот сборник, сотни раз перечитывал его, от него этот сборник передали десятки тысяч человек, его учеников... Возможно ли, что во всех версиях этого сборника, достоверных хадисов нет этого предложения..? Если бы он был в некоторых и отсутствовал в некоторых, можно было бы понять, но во всех версиях этой книги, этого предложения нет... Имам Бухари, رَحِمَهُ الله этот хадис привел в шести местах... Мы знаем, что имам Бухари رَحِمَهُ الله делит хадисы, один и тот же хадис он приводит в разных местах своего сборника... Этот хадис он привел 6 раз...

Первый раз он привел его в самом начале, то есть первый хадис сахих аль Бухари, это хадис 'Умара ибн Хаттаба, о намерении...

"Поистине, деяния по намерениям и поистине, каждому будет то, что он намеревался совершить и ТОТ КТО ПЕРЕСЕЛИЛСЯ РАДИ АЛЛАХА И ЕГО ПОСЛАННИКА ﷺ, ТО ЕГО ПЕРЕСЕЛЕНИЕ БУДЕТ РАДИ АЛЛАХА И ЕГО ПОСЛАННИКА ﷺ", вот это предложение отсутсвует в первом хадисе имама Бухари, رَحِمَهُ الله , "а тот, кто переселился ради женщины, (чтобы женится на ней или ради мирского), то его переселение ради того, ради чего он переселился... "

Здесь хадис приведен кроме одного предложение, которое я вам назвал... Почему..?

(Подумайте и ответьте)...

Потому, что он боялся показухи... Имам Бухари, رَحِمَهُ الله который писал эту великую книгу, которая является самой лучшей книгой после книги Аллаха سبحانه و تعالى и самой достоверной книгой, после Корана... Которую он писал в течении более 20 лет, побоялся за свое намерение... Побоялся показать, что якобы он пишет эту книгу ради Аллаха سبحانه و تعالى ... Побоялся показать это людям, смотрите, мол мы пишем эту книгу ради Аллаха سبحانه و تعالى..!

Поэтому он убрал это предложение в первом хадисе, из за своей скромности и боязни впасть в показуху...

Однако в других местах своего сборника, он приводит хадис полностью... Потому что, запрещается удалять из хадиса слова, если после этого человек не разъясняет, что он их удалил... Это является запретным... Однако если человек удалил какие-то слова по определенной причине, либо для экзаменирования ученика, либо для той цели для, которой сделал это имам Бухари, رَحِمَهُ الله либо для цели подобной этому, но в конце этого разговора, или этой беседы, или этого урока, или этой книги, или вначале, или в середине, указал на весь хадис, указал на то, что этот хадис нуждается в этом предложении, или в этом слове, или в этом пояснении, тогда в этом ничего нет запретного... Поэтому имам Бухари, رَحِمَهُ الله обратите внимание, боясь показать свое правильное намерение делает такой поступок...

Поэтому люди в вопросе намерения и деяний делятся на 4 категории:

-Первая категория - это те, кто делают ради Аллаха и пытаются скрыть это... Как это сделал имам Бухари... Он делает ради Аллаха سبحانه و تعالى и пытается скрыть это и пытается не выпячивать, что это делает ради Аллаха سبحانه و تعالى ...

Потому что, кому он хочет это показать..? Это его Творец..! И Он лучше знает о его намерениях... А так же его скромность привела к тому, что он сделал подобный поступок...

-Вторая категория - это те, кто делают ради Аллаха سبحانه و تعالى и показывают свои деяния...

-Третья категория - это те, кто делают не ради Аллаха سبحانه و تعالى и не показывают свои деяния...

-И четвертая самая худшая категория - это те кто делают не ради Аллаха سبحانه و تعالى, однако показывают свои деяния как будто бы они делают ради Алаха سبحانه و تعالى...

4 категории запомните...

Теперь вопрос, подумайте и ответьте, какая категория указана в хадисе 'Умара ибн Хаттаба رَضِيَ اللهُ عَنْهُ ..?

В хадисе 'Умара ибн Хаттаба, رَضِيَ اللهُ عَنْهُ указана четвертая категория мусульман...

А теперь ответьте, почему четвертая категория..?

Небольшая подсказка...

Может ли мусульманин переселиться в другую страну, ради благосостояния, ради того, чтобы там жить лучше..?

Да Может..!

А может ли мусульманин, в понедельник вечером, перед магърибом, принеся с собой финики и воду ждать азана, и в то же время не поститься..?

Нет не может..!

Мы знаем, что этот хадис имеет причину, как имеют некоторые аяты причины ниспослания, т.е определенную причину, потому что все аяты имеют причины ниспослания - это руководство для людей... Есть определенные причины, а есть общие причины, так же и хадисы Пророка ﷺ... Этот хадис имеет определенные причины... Один из сподвижников переселился из Медины со сподвижниками и показал всем людям, что он переселяется ради Аллаха سبحانه و تعالى ... Но на самом деле он хотел переселиться ради женитьбы на женщине из Медины, Мухаджир умму Къайс... Умму Къайс была женщиной из Медины, которая поставила условие, что выйдет за него замуж, если он переселится в Медину и он переселился в Медину и она вышла за него замуж... Однако он показал всем людям, как будто он переселяется ради Аллаха سبحانه و تعالى ... Как этот человек сидит в мечети. Показывает всем людям, что якобы он постится, в это время, в этом месте, подобно ситуации, в котором может находиться только постящий...

Поэтому самая последняя категория это те, кто не делают ради Аллах سبحانه و تعالى, однако пытаются показать людям, что делают ради Аллаха и Его посланника ﷺ и это самая худшая категория этих людей...

Теперь, все мы помним хадис достоверный, в котором Пророк ﷺ упоминает 70 000 из своей уммы, которые войдут в Рай без наказания и без расчета... Этот хадис Укаши... В начале этого хадиса, Са'ид ибн Джубейр رَحِمَهُ الله находясь в обществе своих учеников, задает вопрос:

"Кто видел звезду, которая упала ночью..?"

Почему он задает такой вопрос..? Са'ид ибн Джубейр, رَحِمَهُ الله великий таби'ин, знаток Корана, знаток Сунны, знаток правоведения, знает биографии сподвижников, имеет огромную мудрость в понимании религии, разве у них не было другой темы для разговора, кроме как о той звезде, которая упала ночью..?!

(Подумайте и ответьте на этот вопрос, прежде чем читать дальше)...

Подобным вопросом он хотел узнать, кто из его учеников совершал молитву ночью... Однако он был большого этикета и не смог задать прямо этот вопрос... И поэтому задал вопрос о звезде, которая очевидно была большой и прояснило все небо... А как известно, в то время люди жили в бедности, у многих людей не было крыши, у их домов не было крыш... Поэтому, звезда, которая осветила небо привлекла бы внимание любого, кто не спит этой ночью, кто молится этой ночью...

Далее, один из его учеников сказал, что он видел эту звезду, и затем осознав свою ошибку, что на грани краха, на грани того, что он не пройдет экзамен своего учителя, он добавил, "Я видел эту звезду, однако я не был молящимся, меня укусила ядовитое насекомое"...

Теперь вопрос, как этот хадис или этот диалог между имамом Са'идом رَحِمَهُ الله и его учеником, относится к хадису 'Умара ибн Хаттаба, رَضِيَ اللهُ عَنْهُ о намерении..?

(Подумайте и ответьте...)

Небольшая подсказка...

Исключают ли его слова, что он молился этой ночью..? Конечно же нет, потому что он мог молиться либо до этого, либо после этого... Однако, когда падала эта звезда, которая очевидно была большой и осветила небо, он не был в молитве... Однако, даже в этой ситуации он побоялся, что люди поймут из его слов, что он является молящимся ночью... Поэтому он сказал, что он не был молящимся и он видел эту звезду и в это время он не был молящимся... Эти слова были правдой...

Теперь вопрос... Какое отношение имеет этот хадис к хадису 'Умара رَضِيَ اللهُ عَنْهُ о намерении..?

В этих хадисах идет речь о двух категориях людей... В хадисе 'Умара رَضِيَ اللهُ عَنْهُ о самой худшей категории, тот кто делает не ради Аллаха سبحانه و تعالى и пытается показать, что это деяние ради Аллаха سبحانه و تعالى ...

Во-втором хадисе указывается на первую категорию людей, это те кто делают ради Аллаха سبحانه و تعالى и пытаются скрыть это...

Поэтому обратите внимание, дорогие братья и сестры, что вопрос намерения является основополагающей...

И как сказал Всевышний в Коране:

لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلًا ۚ

Чтобы испытать вас, кто из вас лучше деяниями (67:2)

Фудейль ибн 'Ийад رَحِمَهُ الله сказал:

"Лучше деяниями - то есть более искренние в них и более правильные"...

Искренний, то есть ради Аллаха سبحانه و تعالى , правильный, то есть по Сунне пророка ﷺ ... Однако некоторые скажут, если эти деяния являются искренними ради Аллаха سبحانه و تعالى, то они несомненно являются правильными, или же если они являются правильными по Сунне Пророка ﷺ , то они так же являются искренними, потому что искренность подразумевает правильность, а правильность подразумевает искренность... И зачем вводить новые условия, когда одно условие включает второе... И нет необходимости увеличивать условия или придумывать новые условия, которые могут быть включены в предыдущее... Нет в этом необходимости...

Однако, почему ученые сказали, что всякое поклонение имеет два этих условия; искренность и правильность...

Искренность ради Аллаха سبحانه و تعالى и правильность по Сунне пророка ﷺ...

Если посмотреть внимательно на этот вопрос, то несомненно искренность по отношению к Аллаху سبحانه و تعالى подразумевает правильность... И в действительности если человек искренен к Аллаху سبحانه و تعالى то он будет искать правильность, будет искать знание того, как правильно сделать это деяние и как правильно сказать это высказывание... Если же он, делает это деяние правильно, по Сунне пророка ﷺ то несомненно это будет указывать на его искренность... Потому что самым искренним творением был пророк Мухаммад ﷺ самым богобоязненным и самым близким к Аллаху سبحانه و تعالى... Если он будет жить по его Сунне, то соответственно, он должен придерживаться искренности и оба этих условия являются взаимовключающими... Потому что одно включает другое...

Однако, почему ученые указали на оба условия..?

Как это сказал Фудейль ибн 'Ийад رَحِمَهُ الله. великий имам в толковании этого аята... На самом деле, на это указание пришло не просто так... А именно потому, чтоб обратить пристальное внимание на эти аспекты..? Потому что, если бы сказали только правильность, которая включает в себя искренность, не было бы того внимания и той особенности вопроса искренности, как у вопроса правильности... И то же самое можно сказать в обратном направлении... Если бы было указание на искренность без правильности, не было бы того внимания и особенности у правильности, как это есть у искренности... Соответственно ученые не говорили, что то просто так... Раз они указали на оба этих условия в любом поклонении, значит они являются чрезвычайно важными.. И от этих условий зависит жизнь человека в этом мире и в следующем... Человек может всю жизнь поклоняться Аллаху سبحانه و تعالى молиться, поститься, делать Хадж, давать закят, изучать знания , но в конечном итоге, если он нарушил свое намерение, все это будет не наградой, а наказанием... И все мы помним хадис, от которого Абу Хурайра رَضِيَ اللهُ عَنْهُ упал три раза в обморок... Хадис, который он передовал от Пророка ﷺ в достоверном сборнике имама Муслима... О тех трех людях, которые придут в судный день и от, которых зажжется огонь Ада... Первый - это тот, кто был знающим и люди говорили какой он знающий, какие знания у этого человека, однако он это делал, чтобы люди сказали это...

Второй - это тот, кто был на пути Аллаха سبحانه و تعالى и погиб на этом пути, но он вышел на этот путь, только для того, чтобы люди сказали какой он смелый, какой он смельчак...

И третий - это тот, кто расходовал на пути Аллаха سبحانه و تعالى ... Но делал он это, для того, чтобы люди сказали, какой он щедрый и хороший человек...

И все это было уже сказано, однако, в Судный день их будет ждать только наказание...

Именно от этого хадиса Абу Хурайра رَضِيَ اللهُ عَنْهُ три раза потерял сознание...

Абу Ислам аш-Шаркаси. Исламский онлайн университет 

2 Комментариев


  • Популярные
  • По порядку